Проектирование гаражей: нормы СНиП, правила установки и стандартные размеры гаражей для автомобилей

Гараж: СНиП 21-02-99 в актуализированной редакции СП 113.13330.2012 – краткий обзор документа

Многих читателей интересует, какие существуют СНиПы по строительству гаража. Эти строения, как и все виды открытых площадок и помещений внутри зданий, предназначенных для хранения авто- и мото- транспортных средств, объединяют одним термином «стоянки». К ним не относят только те гаражи, в которых осуществляется исключительно техобслуживание и ремонт автомобилей, а так же хранение транспорта специализированного назначения.

Проектирование стоянок осуществляется согласно свода правил (СП) 113.13330 от 2012г, который является актуализированной редакцией СНиП 21.02 от 1999г. С помощью представленного в данной статье видео, мы рассмотрим основные требования и нормативы этого документа.

Что такое стоянка и какие есть варианты

Согласно СНиП, гараж – это не только здание, но и любое другое сооружение, в котором хранят и осуществляют текущее обстлуживание автотранспортных средств.

  1. Отдельным строением;

  1. Примыкать к зданию (пристройка);

  1. Быть его частью (встроенный вариант).

Согласно СНиП, автостоянки и гаражи делятся на:

  • Закрытые стоянки, имеющие наружные ограждающие конструкции;
  • Механизированные сооружения, на которых автомобиль устанавливается на место не водителем, а устройством;
  • Стоянки, в которых половина и более площади ограждений составляют проёмы;
  • Полузаглублённые (обвалованные) стоянки;
  • Понтонного типа (плавучее сооружение);
  • Плоскостные – открытые площадки без фундамента;
  • Подземный – гараж в одном или нескольких уровнях, уровень пола которого находится ниже отметки земли более чем наполовину высоты стен;
  • Бокс – помещение, в котором для хранения автомобилей имеются отдельные боксы с выездом на улицу;
  • В стоянках манежного типа выезд из боксов производится на внутренний общий проезд.

Как размещают гаражи

Особого внимания удостаивается в СНиП расположение гаражей. В случае с пристроенными и встроенными вариантами, упор делается на противопожарную безопасность.

Важно! Необходимо, чтобы пристраиваемый гараж отделялся от дома противопожарной стеной I типа. Если же он полностью встраивается в здание с другим назначением, то степень огнестойкости его конструкций (особенно перекрытия) не должна быть ниже, чем у основного здания. Все, кто застраивает свои участки своими руками без проекта, должны об этом знать.

Что касается отдельно стоящих стоянок любого типа, то к их расположению предъявляются такие требования:

  • Стоянки нельзя располагать в пределах I и II санитарных охранных зон водозаборов. В III зоне можно, но только по разрешению санэпиднадзара.
  • Гаражи не могут встраиваться в здания с функциональной пожарной опасностью категорий А и Б.
  • В зданиях с пожарной опасностью класса Ф1.3, стоянки для авто встраивать можно. Но при этом они могут быть только закрытыми, а места вних обязательно закрепляются за конкретным владельцем.
  • Во встроенных гаражах можно хранить только автомобили, работающие на жидком топливе. Для машин с газовым оборудованием требуется отдельно стоящее сооружение;
  • Расстояния между зданиями и автомобильными стоянками регламентируется нормативами по пожарной безопасности и СанПиН.
  • Расстояние от выезда из подземных и полузаглублённых гаражей до территорий домов, лечебных, школьных и дошкольных учреждений, должно составлять 15 и более метров.

Обратите снимание: Въезд на любую стоянку должет располагаться таким образом, чтобы водителям транспорта был обеспечен хороший обзор, а манёвры могли осуществляться без помех для пешеходов и машин, движущихся на близлежащей территории.

Минимальные расстояния между стоянками и гражданскими зданиями обосновывают расчётами, а вот расстояние от гаража до забора СНиП не регламентирует.

Требования к конструктиву и планировке

Все объёмно-планировочные решения при проектировании гаражей: размеры помещений закрытых гаражей, параметры машино-мест на открытых стоянках, принимаются согласно классификации автомобилей по габаритам.

По вопросу классификации авто по габаритам, нами представлена небольшая инструкция:

Класс автомашиныГабариты: длина, ширина, высота в метрах
Малый3,8*1,6*1,7
Средний4,3*1,7*1,8
Большой5,16*1,995*1,97
Микроавтобус5,5*2,38*2,3

Зазоры безопасности

Плюс к выше указанным параметрам, при выборе размера гаража должны приниматься во внимание зазоры безопасности:

  1. Продольная сторона машины и стена – 0,8м;
  2. Если в помещении есть колонны или пилястры, то между ними и продольной стороной авто должно быть не менее 0,5м;
  3. Как при прямоугольной, как и при косой расстановке автомобилей, между их торцевыми сторонами (и спереди, и сзади) и стеной должно быть минимум 0,7м;
  4. В гараже на 2 машины, стоящими друг за другом, между ними должно быть 60 см.
  5. При определении размеров машино-мест в боксах, к их ширине прибавляют 1,6м, а к длине – 1,4м.

Высота

Согласно СНиП, двухэтажный гараж отнюдь не диковинка. Вообще, гараж, как и любое другое здание, может иметь несколько уровней. Однако их количество ограничено: в наземном варианте это девять этажей, а в подземном только пять. При этом цокольный этаж причисляется к наземным.

На заметку: Высота гаража по СНиП определяется, как расстояние от пола – но не до потолка, а до поверхности выступающего за его поверхность оборудования или коммуникации. От него до верха наиболее высокого авто должно быть минимум 20 см — это вертикальный зазор безопасности. Но в любом случае, высота стен в гараже не может быть меньше двух метров.

Минимальная цена за несоблюдение этих параметров – неудобство пользования гаражом. Поэтому класс автомобиля обязательно учитывается при проектировании.

Если гараж встраивается в здание с другим функционалом, то в нём не может предусматриваться лифт или лестница — для его связи со зданием обычно проектируют вестибюль с тамбуром. Полы в гараже должны иметь такое покрытие, которое сможет противостоять воздействию ГСМ. В остальном нормы (СНиП) при строительстве гаража используются те же, что и при возведении любых других построек.

Проектирование гаражей

Выбор правильного расположения гаражного помещения, его качественное строительство и комфортная эксплуатация невозможны без профессионально выполненного проекта. Грамотное проектирование гаражей позволяет избежать ошибок и необдуманных решений в ходе строительных работ, ускорить их выполнение и оптимизировать расход материалов. Кроме того, такой подход к гаражному строительству обеспечивает соблюдение всех нормативных требований, которые предъявляются к строениям, предназначенным для хранения транспортных средств.

Особенности проектирования гаражей

Создание проекта гаража основывается на определении его типа в зависимости от места расположения. По этому признаку выделяют гаражи:

  • как отдельно стоящие объекты;
  • как элементы паркинга;
  • как часть комплекса в жилых домах.

Выбор типа гаража и его планировка зависит от размеров и архитектурной идеи участка. Также при проектировании гаражей должны учитываться такие основные факторы, как:

  • особенности окружающей городской застройки;
  • расположение постройки относительно уровня грунта;
  • требования к хранению транспортных средств.

Кроме того, в гаражном строительстве важную роль играют аспекты, связанные с особенностями самой конструкции:

  • расположение въезда – он должен обеспечивать свободный подъезд;
  • тип материалов, которые будут использоваться для сооружения стен – от них зависят нормы проектирования и выбор фундамента;
  • внутренне наполнение – наличие смотровой ямы, подсобных помещений, подвала и т. п.;
  • обустройство напольного покрытия, вентиляции, освещения, отопления, водопровода, других коммуникаций;
  • тип крыши – только для отдельно стоящих или пристроенных гаражей;
  • вид ворот и другие характеристики.

Размеры гаражного помещения определяются не только количеством машино-мест и габаритами автомобилей, но и его целевым назначением (только хранение или хранение и обслуживание). При этом следует учитывать, что строительство большого гаража требует дополнительных финансовых вложений, а слишком маленький будет неудобен в эксплуатации. Поэтому проект должен быть рассчитан оптимально как по материальным расходам, так и по целесообразности выбранных размеров.

Нормы и СНиП проектирования

При создании проекта гаража необходимо опираться на утвержденные санитарные и строительные нормы, в которых прописаны правила возведения конструкций, расход материалов, характеристики и требования.

Гаражное строительство регламентируется следующими нормативными документами (СНиП):

  • «Планировка и застройка городских и сельских поселений» (№ 2.07.01-89);
  • «Полы» (№ 2.03.13-88);
  • «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (№ 2.04.05-91);
  • «Водопровод и канализация зданий» (№ 2.04.01-85);
  • «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (№ 21-01-97).

Все указанные нормы и требования должны быть учтены в градостроительном плане соответствующего участка.

Порядок и этапы проектирования

Процесс создания проекта гаража, несмотря на существование большого количества вариантов, предполагает определенный порядок действий. Поэтому проектирование всегда выполняется в три этапа:

Профессиональные сотрудники компании «Южный Центр качества» обладают всеми знаниями, навыками, опытом и оборудованием, необходимым для проектирования гаражей. Мы предлагаем весь комплекс услуг и готовы включиться в работу на любой стадии создания проекта, чтобы максимально ускорить его реализацию. Большой опыт в гаражном строительстве, налаженные связи и современная техническая база позволяют нам всегда получать качественные результаты, делая ваши вложения максимально выгодными.

Правила и нормативы при возведении гаража на участке

Многие считают, что построить гараж не так уж сложно, были бы желание, место, время и деньги. Однако на деле все не так просто. Обязательно нужно соблюдать те же правила и нормативы при строительстве гаража на участке, что и при возведении любого другого сооружения. А для этого, как минимум, требуется знание некоторых законодательных и строительных норм.

Пакет документов для застройки

Все вопросы, связанные со строительством, реконструкцией или сносом зданий и других построек, регулируются Градостроительным кодексом в последней редакции от 01.09.18 г.

Существуют строительные нормы и правила (СНиП), разработанные государственными институтами с целью регулирования подобной деятельности. Они до мелочей определяют, как именно строитель должен решать поставленные задачи. Знакомство с содержанием этих документов позволяет ответить на любой вопрос, касающийся безопасности строительства и дальнейшей эксплуатации объектов и сооружений.

Прежде чем приступать к строительству, нужно разработать, согласовать и утвердить проект. После этого следует получить разрешение местных властей (собственников территории) или согласие соседей, если постройка возводится на собственной земле, но вблизи их участка.

Также понадобятся:

  1. Правоустанавливающие документы на земельный участок.
  2. Кадастровый план и выписка из генплана территории.
  3. Паспорт участка.
  4. План застройки со схемой расположения объектов.
  5. Акт, выписка или свидетельство о натурном выделении границ участка.

Кроме того, нужно создать схему с привязкой всех отмеченных в плане объектов к системам канализации, водопровода, газо- и электроснабжения, а также индивидуального отопления, если оно планируется.

Размер гаражного участка

Строительные стандарты по закону регулируются СНиП 2.07.01-89 от 20.05.11 , хотя местные администрации имеют право устанавливать свои правила, а также вносить поправки в нормативы. Согласно ст. 11.22 этого документа, для гаражей в городской черте минимальный размер участка под одну машину составляет 30 м2. Этой площади часто недостаточно, но на своем участке хозяин волен выбрать размер сам. Главное, чтобы соблюдались остальные нормы по расположению объектов и расстояниями между ними.

Размер прилегающей к гаражу территории чрезвычайно важно учитывать при планировании сооружения. Против могут выступить соседи, которым не понравится внезапно закрывшая красивый вид из окна стена, шум и так далее.

Нарушение установленных правил владельцами участков не приведет к появлению уголовной или даже административной ответственности. Но последствия бывают плачевными для самой постройки, ведь ее правомерность придется доказывать в суде.

Строитель должен знать точно, сколько нужно отступить от межи при строительстве гаража. И об этом сказано в ст.7.1 указанного выше СНиПа. Выступающая часть сооружения (ее проекция на землю в случае, если выступ 50 см и более) должна находиться как минимум в метре от нее.

Нормативные требования касаются взаимного расположения других объектов, заборов и деревьев не только на своей, но и соседней территории.

Читайте также:  Строительство гаража из пеноблоков своими руками: видео-этапы, как построить укрытие для автомобиля

Расстояние между гаражом и другими объектами

Если владелец планирует расположить гараж на границе участка с улицей, согласно ст. 11.23 и таблице 10, приведенной в ст. 11.25, строение должно находиться в отдалении от:

Предельная дистанция измеряется от границ дорог или окон зданий до гаражных стен.

Для построек повышенной огнестойкости допускается сокращение расстояний на четверть, если нет открывающихся окон и ориентированных в направлении жилых и общественных зданий въездов.

Следует также упомянуть, сколько метров от забора нужно отступить. Ширина свободного пространства от границы участка до планируемой стены не может быть менее метра. Однако если на соседнем участке в непосредственной близости находится хозпостройка или дом, этого расстояния будет недостаточно.

В действующем с 01.01.98 г. СНиП 21.01.97 , регламентирующем пожарную безопасность зданий и сооружений, сказано, что от гаража до любой постройки, в том числе не на своем участке, должно оставаться не меньше 6 м. Застройщик может измерить расстояние между забором и соседским гаражом и высчитать, где можно поставить свой.

Также важно учесть, что между постройкой и красной линией, нанесенной в генеральном плане, следует оставить не менее пяти метров, иначе строительство недопустимо.

Еще один важный вопрос, ответ на который может понадобиться автомобилистам, планирующим соорудить специальное помещение для автомобиля, — на каком расстоянии от железной дороги можно строить гараж. В утвержденных правилах приводится цифра 100 м, но при выполнении шумозащитных мероприятий расстояние можно сократить до 50 м.

Не лишним будет упомянуть и о допустимом удалении строения от газовой трубы. Если газопровод надземный, расстояние не нормируется. В случае с подземным трубопроводом удаленность гаража зависит от давления в трубе. Норма колеблется в пределах 2–10 м.

Совмещение гаража с другими постройками

Гаражи могут быть самых разных типов:

  • отдельно стоящие,
  • встроенные,
  • пристроенные.

Расстояние до границы с соседним участком измеряется отдельно от каждого объекта. Важно выбрать сторону расположения пристройки так, чтобы минимальное расстояние от границ участка соответствовало указанным выше требованиям.

Не исключен вариант использования стены гаража вместо забора, но только если последний отстоит от границ участка на один метр и более. Таким образом, несложно понять, можно ли гараж строить вплотную к забору. Это запрещено.

Кроме того, если участок граничит с боковым проездом, от края проезжей части нужно отступить вглубь своего участка на три метра. А если это — центральная дорога, то на все пять.

Габариты гаража

Размер гаража определяет сам собственник, исходя из габаритов автомобиля, функциональности и требований к практическому использованию помещения. Если есть возможность, выбирается оптимальный размер гаража, который позволит организовать:

  • удобный подъезд;
  • маневрирование внутри;
  • посадку/погрузку;
  • обслуживание автомобиля;
  • хранение запчастей;
  • использование дополнительного оборудования и так далее.

Таким образом, выбор габаритов строения зависит от индивидуальных потребностей его будущего владельца.

Если планируется хранить больше автомобилей, площадь гаража придется увеличить. Прямой пропорции здесь не должно быть, но принципы соблюдения удобства и функциональности используются те же.

Нормативные требования

Нормы строительства гаража на участке ИЖС не пересматривались довольно давно. Видимо именно поэтому они до сих пор не содержат требований к размерам гаражей.

Помимо строительных, проектировочных и противопожарных норм при подключении к следующим сетям придется соблюсти нормативы:

  • электроснабжения — нормы ПУЭ, РД 34.21.122 и НПБ 106 ;
  • водоснабжения и канализации — СНиП 2.04.03-85 ;
  • газоснабжения — СНиП 2.04.08-87 .

Размеры ямы для гаража, впрочем, как и его самого, не регулируются ни одними действующими сегодня правилами. Оптимальный вариант — 5х0,8м при высоте 2 метра. Только при реализации идеи придется выполнять требования по вентиляции и гидроизоляции СНиП 41-01-2003 , а также выяснить глубину грунтовых вод и границы промерзания грунта. Нижний уровень должен быть выше.

Для габаритов гаража был рекомендован еще в советские времена минимум: 5х2,3 м (высота 2,2 м), но, как правило, гаражные кооперативы предоставляли боксы размерами 4х6 м.

Недавно в СНиП 21-02-99 появилось требование для парковочных мест. В ст. 5.15 документа говорится о минимальных габаритах стоянок 5,3х2,5 м (для инвалидов — 6х3,6 м).

Нормы освещенности гаража определяет таблица 39 ГОСТ Р 55710-2013 , хотя каждый хозяин решает сам, сколько и какого света должно падать на машину. Светодиодные решения дают массу положительных эмоций, но в подвале и яме ввиду повышенной влажности используются исключительно низковольтные приборы (12-36 В).

По высоте

Чем выше потолок над авто, тем комфортнее находиться и работать в помещении. Минимальная высота бокса определяется высотой машины и ростом самого высокого водителя с учетом габаритов потолочных светильников.

Это понятно, ведь никто и ничто не должно задевать потолок. Следовательно, еще до начала строительства нужно определить, какая должна быть оптимальная высота гаража.

Свободного пространства над головой или полностью поднятым капотом рекомендуется оставлять не меньше 20 см. На сегодняшний день это основной принцип расчета высоты гаража без учета толщины перекрытия. Но этот параметр поддается самому простому расчету.

По ширине

Бокс должен обеспечивать свободный въезд, проход и посадку водителя. Стеллажи и полки способны затруднить выполнение этих действий, поэтому минимальная ширина гаража должна учитывать их размеры. Высчитать ее несложно. Для этого нужно сложить ширину автомобиля и полок, а затем прибавить 1 метр (по 50 см с каждой стороны), необходимый для беспрепятственного открытия дверей.

Если помещение будет использоваться для обслуживания, этот параметр придется расширить на размеры используемого оборудования с учетом необходимости дополнительного пространства для работы.

По длине

С длиной тоже особых трудностей не возникает, ведь габариты авто известны. Точно так же стоит оставить по полметра для прохода спереди и сзади.

Вообще, помещения для автомобиля обычно строят с запасом. Логично, что размер гаража для джипа будет больше, чем для малолитражки. А ведь со временем может появиться прицеп, лодка, байк или владелец захочет оборудовать там мастерскую.

Материалы для возведения

Когда планировка гаража на участке завершена, можно завозить строительный материал. Выбор сегодня большой:

  1. Кирпич.
  2. Пеноблок.
  3. Шлакоблок.
  4. Деревянный брус (с огнеупорной пропиткой).
  5. Сэндвич панели.

Все зависит от вкуса и финансовых возможностей застройщика.

В качестве фундамента используется армированный или простой бетон. Под основание желательно отвести возвышенность, исключающую попадание дождевых и талых вод.

Крыша тоже может быть разной, особенно если планируется устройство чердака.

Оформление самостроя

Приобретение права собственности регламентировано гл. 14 Гражданского кодекса . В ст. 222 дано определение самовольной постройки и сказано, что она подлежит сносу за некоторыми исключениями.

Право собственности может признать суд при одновременном соблюдении следующих условий:

  • имеются права, допускающие строительство;
  • гараж соответствует установленным параметрам планировки территории, правилам землепользования и застройки;
  • не нарушены права, интересы и нет угрозы жизни и здоровью других граждан.

Все решают власть, хозяин земли или суд по обращению застройщика.

Публичный гараж

Общественные гаражи строятся по тем же нормам и правилам, что и все другие. Однако они могут быть многоэтажными и подземными, что накладывает свои ограничения. К тому же застройщику приходится учитывать требования закона о защите инвалидов.

Нормативы для общественного гаража:

  • площадь 1 места – 10 м2;
  • объем бокса – 40 м3;
  • расстояние между боком авто и стеной – 0,5 м.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , места для автомобилей инвалидов предоставляются бесплатно и не дальше, чем в 50 м от дома.

Заключение

Как видим, возвести гараж на участке не так-то просто. Дело требует знаний всех регламентирующих норм и правил. А их, как следует из прочитанного, отнюдь немало.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Рекомендации по проектированию паркингов, гаражей и гаражных комплексов

Под гаражом здесь подразумевается двухэтажная крытая автостоянка (паркинг) до 1500 кв. м

Для заказа проекта многоэтажного паркинга следует указать:

максимальное число машино-мест;

предельно допустимую высоту паркинга;

предельно допустимую глубину паркинга (если предполагается подземный паркинг);

требуется ли отопление паркинга;

форма и размеры и характеристики участка;

на какой класс машин рассчитан паркинг;

предполагается сдавать или продавать машино-места в паркинге;

пожелания по возможности эксплуатации крыши;

пожелания по наличию в составе паркинга коммерческих нежилых помещений;

общие пожелания по дизайну паркинга;

на какие средства предполагается строить паркинг.

История нормативных документов по проектированию гаражей

Для упорядочения правил строительства гаражей в 1930 г. были изданы «Правила размещения автомобилей». Эти правила исходили из предпосылки, что места стоянок приравниваются к «огнеопасным производственным участкам», и, следовательно, их строительство и эксплуатация должны отвечать определенным требованиям.

Единые требования по устройству гаражей и стоянок, были установлены в 1939 г. при введении Государственных Гаражных правил. В этом документе наряду с указаниями по строительству и эксплуатации впервые были изложены обязанности заказчиков по возведению гаражей и автостоянок.

Название документа

Срок введения

Взамен какого документа

ГОСТ 2717-44 Гаражи. Нормы проектирования

Временные технические условия на проектирование гаражных стоянок легковых автомобилей индивидуальных владельцев. ВТУ 105-49

Впервые

Н 113-54 – Нормы и технические условия проектирования гаражей.

1 апреля 1954 года

ГОСТ 2717-44 и ВТУ 105-49

СНиП II-Д.9-62 – Предприятия по обслуживанию автомобилей. Нормы проектирования.

04 июля 1962 года

Н 113-54

СНиП II-93-74 — Предприятия по обслуживанию автомобилей.

01 апреля 1975 года

СНиП II-Д.9-62 Предприятия по обслуживанию автомобилей. Нормы проектирования СН 274-64 Указания по проектированию отопления и вентиляции предприятий по обслуживанию автомобилей

ВСН 01-89 — Предприятия по обслуживанию автомобилей.

(Ведомственные строительные нормы предприятия по обслуживанию автомобилей)

15 января 1990 года

СНиП II-93-74

СНиП 21-02-99 — Стоянки автомобилей.

01 июля 2000 года

Частично действует

СП 113.13330.2016 “Стоянки автомобилей” (СНиП 21-02-99* Актуализированная редакция)

01.01.2013

Действует

Число машин в мире каждым годом растет. Поэтому проектирование и строительство многоуровневых паркингов представляется прибыльным для инвесторов.

Прибыль, несмотря на то, что существует множество проектов многоэтажных гаражей, число новых проектов с каждым годом не только не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.
Особенно перспективно строительство многоэтажных паркингов в крупных городах, таких как Москва и Санкт Петербург.
Многие потенциальные заказчики пытаются найти строительный проект, который бы полностью отвечала всем их ожиданиям. Но найти такой проект, на самом деле, почти нереально.

Или найденный проезд в полной мере не будет удовлетворять ожидание заказчика. Именно поэтому целесообразно заказывать проектирование многоэтажных гаражей. При этом можно взять за основу существующий проект, и работать его под конкретные нужды заказчика.

Тем самым достигается максимальное соответствие полученного проекта ожиданиям заказчика и тем задачам, которые должен решать проект.

Несмотря на то, что многоэтажные гаражи обычно ассоциируют с крупными городами, тем не менее их строительство целесообразно и в сравнительно небольших городах и населенных пунктах. В том числе, например, в коттеджах поселках.

Наиболее перспективно в коттеджных поселках и небольших населенных пунктах строительство двухэтажных гаражей общей площадью до 1500 квадратных метров. Такие гаражи имеют целый ряд неоспоримых преимуществ:

проектная документация не проходит обязательную экспертизу;

строительство не требует значительных средств;

Читайте также:  Кровля гаража своими руками: фото и видео устройства кровли гаража, монтаж стропил

найти потенциальных покупателей для застройщика или инвестора не представляется сложным;

строительство не затянуто во времени.

В двухэтажном гараже общей площадью до 1500 квадратных метров может разместиться около тридцати восьми легковых автомашина среднего класса. Если построить несколько таких гаражей, например 2-4, то, в большинстве случаев, это оказывается достаточным для удовлетворения потребностей большинства жителей поселка малоэтажных многоквартирных домов.

При этом эксплуатация подобного гаражи необременительна для их владельцев. В частности, можно практически полностью отказаться от подключение к электросети за счет установки на крыше гаража панелей солнечных батарей. За счет панелей можно решать и задачу отопление машино-мест в гараже. Поскольку, в отличие от квартиры, гараж не обязательно отапливать как жилое помещение.

За счет установки системы видеонаблюдения охраны, электронной системы допуска, автоматического шлагбаума и других современных технических средств охраны, можно отказаться от содержания в штате сторожей (охранников).

Одно из основных задач, которую можно решить за счет строительства гаража общей площадью до 1500 кв. м с панелями солнечных батарей на крыше – почти полное снижение затрат на его содержание и эксплуатацию.

Застройщики, стремясь получить максимальную прибыль, стараются проектировать поселки с максимально высокой плотностью застройки. Поэтому места для паркинга при проектировании много не остается, а по мере увеличения числа автомашин свободного места будет оставаться все меньше..

В любом населенном пункте, в частности, поселке малоэтажных многоквартирных домов, рано или поздно возникает проблема парковки.

Многоэтажный паркинг будет тогда прибыльным, когда продумана не только его архитектура, но и коммуникации, охрана и система управления.

Удачный по архитектуре многоэтажный паркинг может вместо прибыли нанести убытки, если его коммуникации, охрана и система управления непродуманны и неэффективны.

Многоэтажные паркинги (1)

Многоэтажные паркинги (2)

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
СНиП 2.07.01-89

Нормы расчета стоянок легковых автомобилей допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением 9.
6.36. Размер земельных участков гаражей и стоянок легковых автомобилей в зависимости от их этажности следует принимать, м2 на одно машино-место:
для гаражей:
одноэтажных 30
двухэтажных 20
трехэтажных 14
четырехэтажных 12
пятиэтажных 10
наземных стоянок 25

6.37. Наименьшие расстояния до въездов в гаражи и выездов из них следует принимать: от перекрестков магистральных улиц – 50 м, улиц местного значения – 20 м, от остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта – 30 м.
Въезды в подземные гаражи легковых автомобилей и выезды из них должны быть удалены от окон жилых домов, рабочих помещений общественных зданий и участков общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений не менее чем на 15 м.

6.39*. Расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, следует принимать не менее приведенных в табл. 10*.

6.40. Станции технического обслуживания автомобилей следует проектировать из расчета один пост на 200 легковых автомобилей, принимая размеры их земельных участков, га, для станций:
на 10 постов 1,0
” 15 ” 1,5
” 25 ” 2,0
” 40 ” 3,5

6.41. Автозаправочные станции (АЗС) следует проектировать из расчета одна топливо-раздаточная колонка на 1200 легковых автомобилей, принимая размеры их земельных участков, га, для станций:
на 2 колонки 0,1
” 5 ” 0,2
” 7 ” 0,3
” 9 ” 0,35
” 11 ” 0,4

Нормы земельных участков гаражей и парков транспортных средств

ОбъектыРасчетная единицаВместимость

объекта

Площадь

на объект, га

Многоэтажные гаражи для легковых

таксомоторов и базы проката

легковых автомобилей

Таксомотор, автомобиль

проката

1000,5
3001,2
5001,6
8002,1
10002,3
Гаражи грузовых автомобилейАвтомобиль1002
2003,5
3004,5
5006

Примечание. Для условий реконструкции размеры земельных участков при соответствующем обосновании допускается уменьшать, но не более чем на 20%.

Существует несколько видов паркингов, которые классифицируются по следующим принципам:

По размещению относительно уровня земли: подземные; наземные; комбинированные.

По типу ограждающих конструкций: открытые; закрытые; комбинированные.

По количеству этажей. одноэтажные; многоэтажные.

По расположению относительно других объектов: отдельно стоящие; встроенные; комбинированные.

По расположению в зоне городских застроек: в зоне общегородского пользования; в жилой зоне и т.д.

По длительности хранения: временное; постоянное; сезонное.

По условиям хранения: отапливаемые; неотапливаемые; комбинированные.

По организации хранения: ячейковые; боксовые; манежные; комбинированные.

По вопросам заказа проектирования малоэтажных и многоэтажных паркингов обращайтесь к нам по контактным данным, указанным на сайте.

Строительство гаражей: нормы проектирования СНИП и разрешение на постройку гаража

Перед тем как начать строить гараж на участке рядом с домом, логично поинтересоваться о законности этого действия.

Законодательство имеет несколько простых пунктов, касающихся гаражных построек.

Можно ли строить индивидуальный гараж самому? Да, можно построить сколько угодно гаражей принадлежащем вам на земельном участке.

Правила и нормы строительства гаража

Нормы проектирования гаражей СНИП

При строительстве гаража обязательно соблюдайте санитарные нормы возведения объектов такого типа.

Нужно соблюсти все правила строительства гаража, чтобы постройка не привлекала внимание соседей.

Нормы, указанные в СНИП, являются лишь рекомендациями, но если при их невыполнении будут страдать окружающие, скорее всего, они выиграют суд, и придется изменять параметры постройки.

Основные требования к постройкам гаражного типа изложены в документе СНиП 2.07.01-89. Во-первых, расстояние от строящегося гаража до жилищных построек должно быть не меньше 6 метров, а до границы вашей собственности не меньше метра.

Это нужно для того, чтобы пламя не перекидывалось на дом в случае пожара. Второе требование нужно чтобы не мешать соседям своей постройкой и не загораживать дорожку у участка.

Дополнительные противопожарные требования налагают на владельца гаража обязанность оснастить его как минимум одним огнетушителем и контейнером с песком недалеко от постройки.

Если в гараж проведено электричество и он оснащен электро-отоплением, имейте в виду, что проводка должна быть защищена, а все лампы покрыты специальными плафонами.

Внутри помещения нельзя использовать обогреватели открытого типа, они могут привести к пожару.

Никак не регулируется размер гаража. Можете строить его настолько большим, насколько хотите.

Постарайтесь только, чтобы пространство между автомобилем и стенками постройки было не менее метра.

В СНиП указан рекомендованный размер парковки перед постройкой, он составляет 30 квадратных метров. Но обычно хватает 10 метров, и это не приносит никому дискомфорта.

Сколько отступать при строительстве гаража?

Как говорилось ранее, от любой постройки жилого типа надо отступить 6 метров, а от границы участка 1 метр. Правилом можно пренебречь при наличии договоренности с владельцами соседнего участка.

Нужны ли документы для постройки?

Многие задумываются о том, какие документы нужны для постройки гаража. Если вы не собираетесь коммерчески эксплуатировать в будущем гараж, то уведомлять государственные органы и просить у них разрешение не нужно.

Это сказано в 51 статье Градостроительного кодекса РФ. Построенные на частной земле гаражи считаются вспомогательным надворным сооружением, поэтому строительство частных гаражей допустимо и никаких разрешений не нужно.

Нужно ли разрешение на строительство гаража?

Если гараж вам нужен для ведения бизнеса, то среди документов на строительство гаража нужна заявка на разрешение, которое надо писать в градостроительный отдел муниципалитета.

Предъявить им надо будет правоудостоверяющий документ, генеральный план постройки, рельефный план и план инженерных сооружений.

Если же гараж вы строите на собственной земле для личного пользования, то ни документов, ни разрешения на постройку гаража не требуется. Нужно просто постараться соблюсти санитарные и пожарные требования.

Как оформить договор?

Если вы не можете построить гараж сами, нанимайте для этого подрядчика и заключайте с ним договор строительства гаража.

    В первой части этого документа перечисляются стороны договора, вы будете именоваться «заказчиком», а подрядчик «исполнителем».

Перед названием организации обязательно вписывается ее юридическая форма, например, ООО или ИП. Также надо назвать в документе номер лицензии, на основании которой фирма-подрядчик ведет бизнес.
Второй частью договора является его предмет. В данном случае это услуги по возведению гаражной постройки.

Чтобы можно было точно определить, о каких услугах идет речь, называется точный адрес будущей постройки. Также дается ссылка на приложения в виде проектной документации по будущей постройке.
Следующая часть предполагает перечисление этапов расчета за строящееся помещение.

Самый удобный вариант при строительстве гаража – указать в договоре, что первая половина суммы перечисляется на счет подрядчика после отгрузки материалов рядом с местом застройки, а вторая будет перечислена после осмотра готового объекта и его сдачи в эксплуатацию.

Но возможны и другие варианты, например, 100% предоплата или оплата исключительно после ввода в эксплуатацию.

Тут же указывают, какие обстоятельства дают право застройщику приостановить работы на неопределенный срок. Обычно это слишком низкая или слишком большая температура воздуха, гололед и град.
Затем описываются права и обязанности сторон. В этой части указывают, кто обязан закупать материалы, подвозить рабочих к месту стройки и кормить их. Правом заказчика является своевременная проверка качества и темпа работы.

Подрядчик имеет право на оплату своего труда по договору. Тут же следует указать, насколько заказчик имеет право вмешиваться в ход строительства, прерывать его или руководить рабочими.
Следующими двумя пунктами являются ответственность и гарантии. Ответственность стороны несут по законодательству и пунктам заключенного договора.

В пункте о гарантиях прописывается срок, за который подрядчик будет отвечать перед заказчиком за качество выполненной работы.
После этого указывается срок действия договора и возможность его досрочного расторжения. Обычно прописывают, что в случае грубого несоблюдения одной из сторон обязательств по контракту другая сторона имеет право досрочно расторгнуть его.

Также прописывают возмещение затрат в случае досрочного расторжения.

  • В конце контракта прописывают денежные реквизиты сторон, их адреса и наименования организаций, если одной из сторон выступает юридическое лицо или ИП. Также оставляют место для подписей и даты.


  • Нужно ли разрешение на установку металлического гаража-контейнера?

    Только если вы ставите его на муниципальной земле.

    В таком случае вам нужно будет получать разрешение на пользование землей, куда вы хотите поставить контейнер.

    Если это территория рядом с многоквартирным домом, то придется брать разрешение у жильцов и договариваться с управляющей компанией. Сделать это почти невозможно.

    Это не будет считаться за надворную постройку, так что соблюдение санитарных норм не обязательно.

    Но все же лучше побеспокоиться о том, чтобы импровизированный гараж из железа никому не мешал.

    Как оформить самострой? Пошаговая инструкция

    Если вы когда-то построили гараж и не оформили право собственности, еще не поздно это сделать. До 01.01.2018 возможно зарегистрировать собственность на построенный в давние времена гараж.

    Для этого нужно оформить право собственности на участок, где располагается самострой. Для этого в местный Росреестр предоставляются правоустанавливающие документы.

    Если участок был куплен, то договор купли-продажи.

    Если предоставлен когда-то муниципальной администрацией, то договор с администрацией.

    За регистрацию стоимость пошлины в размере 200 рублей.

    После регистрации прав на участок отпадает необходимость оформлять гаражные постройки, которые на нем находятся.

    Заключение

    Строительство гаражей любого размера на территории, оформленной в собственность, не запрещена законом. Санитарные и пожарные нормы имеют рекомендательный характер. Чтобы оформить самострой, надо овладеть правом на участок, где постройка находится.

    Правила и нормативы строительства гаража на участке

    Располагать строения на собственном участке можно как угодно. При этом должны соблюдаться нормы противопожарной безопасности и расстояние от забора до гаража и соседских построек, которые уже возведены или строятся.

    Для строительства гаража существует несколько законодательных документов. Они не противоречат друг другу, но действуют в разных плоскостях. Основными являются правила пожарной безопасности, которые следует выполнять неукоснительно. Некоторые нормативы имеют рекомендательный характер.

    Согласно действующего законодательства РФ, гараж относится к хозяйственным постройкам.

    На основании 51 статьи Гражданского кодекса, статей 1 и 17, получение разрешения на строительство гаража на частном участке не требуется.

    Но это не означает, что его можно строить где угодно.

    Соседний участок пустой

    СНиП регламентирует расстояние при строительстве гаража от забора, сбоку и впереди, а также от ближайшего соседского строения и красной линии. В этом случае имеет значение право первого застройщика.

    Гараж на незастроенном участке можно делать не ближе 1 метра от соседей

    Если на соседних участках еще не приступили к строительству дома и хозяйственных построек, то гараж можно ставить на расстоянии 1 м от соседнего забора. Замер происходит от крайней точки цоколя и до линии разграничения, в данном случае, забора.

    Сточные воды с крыши по СНиП не должны попадать на чужой участок. Проход между строением и забором должен оставаться свободным.

    Свободный проход между гаражом и забором обеспечивает хороший сток воды с крыши

    Перед строительством гаража поговорите со своим соседом. Если у него уже имеется утвержденный план застройки участка, в первую очередь дома, то это приравнивается к началу строительства и действует законодательно на уровне имеющихся построек.

    Соседний участок застроен

    При наличии строений на соседнем участке, проведении работ по созданию фундамента, в закон вступает правило 6 метров. Гараж должен стоять от ближайшего соседского строения на расстоянии более 6 м.

    Эти правила обеспечивают безопасность в случае техногенных аварий и других видов возникающих разрушений и возгораний.

    В случае пожара огонь не должен легко перекинуться на другие постройки

    При одновременной застройке и когда сосед строится позже, но хочет расположить дом к вашему уже стоящему гаражу ближе 6 метров, между соседями заключается договор. Он заверяется юридически.

    Аналогичный документ составляется при взаимном нарушении требований СНиП, например, строительстве примыкающих друг к другу боковыми стенами гаражей по границе участков. Тогда каждый застройщик обеспечивает стекание дождевых вод на свою сторону с крыши строения.

    Сток воды с крыши гаража должен быть направлен в противоположную сторону от забора соседей

    Договор между соседями через три года теряет обратную силу. До этого, если один из соседей продаст свой участок, новый владелец может потребовать перенос гаража в соответствии с нормами СНиП.

    Расстояние от красной линии

    Вторая часть правила расположения гаража касается так называемой красной линии. Это обычно передняя граница участка, выходящего на дорогу. Линия, по которой проходят все государственные коммуникации подземные и воздушные:

    • водопровод;
    • канализация;
    • линия электропередач;
    • связь;
    • газоснабжение.

    Красная линия с коммуникациями должна быть на достаточном расстояние от гаража

    Кроме перечисленных систем могут проходить и другие.

    Гараж должен располагаться на расстоянии 5 м от красной линии. Выполняя это условие, вы обеспечиваете требование местных властей и дорожной инспекции. Машина перед гаражом должна стоять на территории участка, не занимая проезжую часть дороги и тротуар.

    Пространство для парковки между гаражом и дорогой не должно загораживать проезд по дороге других автомобилей

    Расстояние от гаража до забора можно сократить, и даже сделать в одну линию, если ограду сместить на метр от красной линии в сторону участка и согласовать это с местными органами самоуправления и пожарной безопасности.

    Забор надо смещать по всей длине, а не только перед гаражом, создавая свободную зону для проезда при создании аварийной обстановки и пожаре.

    Гараж с местом для парковки нужно распологать на территории участка

    Дополнительные требования

    На каком расстоянии от границы участка может стоять гараж, если сбоку проходит переулок? Независимо от ширины и интенсивности грунтовой дороги и просто пешеходной зоны, дом для автомобиля должен стоять от бокового забора и улицы не ближе 3 м.

    Это требование СанПиН основано на пожарной безопасности, при возникновении ЧС, транспорт должен беспрепятственно проезжать между участками.

    Допустимая схема расположения гаража на участке

    Положение касается дома, всех хозяйственных построек и сооружений, относящихся к малым архитектурным формам:

    К встроенному в дом гаражу требования предъявляются на общих основаниях капитального здания

    Границы определяются на расстоянии 6-10 метров от забора, в зависимости от материала стен. Для деревянных домов – 15 м. Над гаражом запрещено устраивать жилые комнаты:

    Можно делать спортзалы, оранжереи, мастерские и другие помещения, не относящиеся непосредственно к постоянному проживанию и отдыху людей.

    Пристроенный гараж, расположенный впритык к дому, но под отдельной крышей, должен находиться на расстоянии от соседнего участка, как отдельно стоящий.

    Встроенные и пристроенные гаражи должны иметь отдельный от дома вход на расстоянии 7 м один от другого.

    Рекомендации специалиста по выбору места для постройки гаража

    При строительстве смотровой ямы необходимо провести геодезическую разведку грунта и почвенных вод. При близком расположении выбрать другое место или делать гидроизоляцию ямы. Об этом рассказывается в следующем видео:


    Специалисты рекомендуют при разработке проекта сразу планировать постройку гаража на северной стороне участка. Тогда он не будет закрывать солнце для растений вокруг дома, и ограничивать световой поток.

    Расположение гаража в северной части участка рекомендуется, но не является обязательным

    Этот пункт проектировщиков носит рекомендательный характер и больше подходит для фермеров, использующих участок для выращивания овощей и фруктов.

    Расстояние от забора при строительстве гаража: документация и нормы СНиП

    К отдельно стоящим и пристроенным к дому гаражам, возводимым на частных участках для личных автомобилей, действуют нормы:

    • СНиП 2.07.01 – 89. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
    • Градостроительный комплекс РФ 29.12.2004, №190-ФЗ;
    • «Правила пожарной безопасности зданий и сооружений» от 21.01. 1997г;
    • Нормы противопожарной безопасности №53.13330.2011.

    Гараж должен находиться на расстоянии 1 м от соседнего забора, и 6 м от окон, веранды и стен соседнего дома

    Замер делается от края выступающего цоколя или стен, что больше выделяется наружу, до линии ближайшего элемента соседнего здания. Балкончики, выступающие выше уровня крыши постройки для машины, во внимание не принимаются, если не имеют колонн и капитальных опор другого типа.

    Соблюдение необходимых расстояний между гаражом, забором и ближайшим строением на соседнем участке убережет от административной ответственности, споров с соседями и принудительного сноса строения

    Нарушение требований СНиП 2.07.01 – 89 и СНиП 21.01 – 97 не повлечет за собой уголовного наказания, поскольку в отношении хозяйственных построек, к которым относятся гаражи, нормативные документы имеют рекомендательный характер.

    Противопожарные нормы следует соблюдать, их нарушение наказывается штрафами и даже сносом сооружений.

    На своем участке можно их проигнорировать, но после строительства гараж необходимо зарегистрировать в БТИ, поэтому могут возникнуть неприятности.

    По согласованию с соседом можно поставить гараж ближе 1 метра от забора и даже впритык к соседнему, по меже.

    Гараж, построенный впритык к забору, без согласования с соседом, является нарушение требований

    Но правила пожарной безопасности требуют оставлять проход между соседними зданиями не менее 1 метра. При этом обязательно надо выполнить некоторые мероприятия:

    • заключить с соседом контракт о взаимном согласии отступлений от СНиП;
    • оборудовать рядом противопожарный щит с ведрами, баграми и другими инструментами;
    • поставить возле щита ящик с крышкой, наполненный песком не менее 100 л;
    • сделать заземление проводки, всех розеток;
    • установить защитные ламповые плафоны;
    • не включать электрообогреватели.

    Дополнительно желательно иметь второй выход в стороне от ворот.

    Гараж с проходом между забором, выходом в стороне от ворот и площадкой соответствует нормам и правилам

    При прохождении рядом с участком и по нему линий электропередач, газопроводов, систем водоснабжения, необходимо учитывать требования законодательных нормативов на расстояние от гаража до данных систем.

    Оптимальный вариант, при оформлении документов на участок и разрешения на застройку, сразу указывать вместе с домом все хозяйственные постройки и узаконить в архитектуре и БТИ их строительство.

    Разрешение действует на протяжении 10 лет даже при условии смены владельца земельного участка. Это приведет к минимальным затратам времени и средств, решит сразу все вопросы с учетом норм СНиП и регламентирующих актов разных ведомств, учетом расстояния до улицы, соседних строений, источника воды и септика.

    Нормы пожарной безопасности

    Требования пожарной безопасности включают в себя ряд пунктов, которые помогут избежать пожара:

    • подвод электричества от дома к гаражу осуществляется изолированным кабелем по нормам ПТЭЭП, без разрывов и оголенных мест;
    • провод помещается в металлический рукав;
    • на вводе устанавливаются предохранители;
    • лампочки с защитными плафонами;
    • наличие огнетушителя в гараже и автомобиле;
    • отопление отсутствует;
    • пол с противоскользящим покрытием, устойчивый к действию масел;
    • ящик с песком для удаления разлитых ГСМ и тушения воспламенения на полу;
    • снаружи противопожарный щит;
    • не оставлять автомобиль с открытым топливным баком;
    • место для курения за пределами гаража.

    Противопожарную безопасность в частном секторе лучше соблюдать, чтобы не сгорели хозяйственные постройки и дом на всем участке

    Не стоит хранить в гараже канистры рядом с машиной. Для них лучше сделать комнату позади гаража с отдельным входом.

    Нельзя оставлять без присмотра электронагревательные приборы и включенные электроинструменты.

    Сразу при строительстве создать вокруг цоколя дорожки шириной 70 – 80 см. Они оградят фундамент от сточных вод и обеспечат свободный проход.

    Выбор места для гаража на приусадебном участке

    Гараж с выездом на дорогу сэкономит полезное место на собственном земельном участке

    При выборе места для гаража надо обратить внимание на следующие моменты:

    • машина должна выезжать прямо на проходящую вдоль участка дорогу, гараж ставится перпендикулярно наружной границе;
    • находиться на возвышенности, чтобы дождь и снег не заливали въезд в гараж;
    • не закрывать соседям солнце;
    • высокие деревья должны находиться на расстоянии 4 метров;
    • иметь удобный подход от дома, если стоит отдельно;
    • перед воротами иметь площадку, вымощенную или асфальтированную дорогу до забора и проходящей трассы;
    • вода с крыши не должна попадать на соседний участок и за пределы забора.

    Отдельно стоящий гараж с удобным подъездом

    Если нет возможности разместить гараж на возвышенности, сразу необходимо сделать дренажную систему для отвода дождевых вод. Одновременно с гаражом делается подъездная дорога или площадка перед ним. При этом надо следить, чтобы дистанция до соседних строений, источников воды, систем энергоснабжения соответствовала всем требованиям водоканала, газовых и энергетических служб.

    В видео подробно объясняются правила расположения гаража и других строений на дачном участке:


    При отсутствии подходящего участка, автомобилю можно создать необходимые условия под домом, на уровне цокольного помещения или пристроить гараж непосредственно к жилому строению.

    Проще определиться с местом под гараж при общем проектировании участка. Создать эскиз расположения всех планируемых построек и сверить его со СНиП.

    Добавить комментарий